Какой должна быть школьная форма?

 

Какая должна быть школьная форма? 

Реализация комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятии в общеобразовательных учреждениях требует прежде всего выполнения основной задачи – это сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Для этого необходимо создать оптимальные условия пребывания детей и подростков в образовательном учреждении, формировать качественную и безопасную среду, материально-техническую базу, организовать качественное питание. Также одним из приоритетных направлений при решении данной задачи является правильный выбор одежды, т. е. школьной формы.

Требования к одежде школьников определяется положениями Федеральных законов «О защите прав потребителей», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков и санитарными правилами СанПиН «Гигиенические требования к одежде детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий, контактирующим с кожей человека», актуальность которых повышается в связи с вступлением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Статьей 5 технического регламента и п.п. 1.3, 1.5., 2.4. СанПиН определены показатели безопасности   предметов одежды и принадлежностей к ней, прочих готовых текстильных изделий для детей и подростков, которые .регламентируются с учетом возраста, функционального назначения, площади контакта с кожей, состава используемых материалов.

Текстильные материалы и готовые швейные изделия должны соответствовать требованиям биологической и химической безопасности, а также нормам по гигроскопичности, воздухопроницаемости, электризуемости, содержанию свободного формальдегида и устойчивости окраски.

Данные требования определяются необходимостью одежды соответствовать погоде, температурному режиму в помещении, обеспечивать комфортный микроклимат пододёжного пространства (температура, влажность, газовый состав и др.), хорошее самочувствие и работоспособность и направлены на реализацию основной задачи – сохранить здоровье обучающихся.

Существующая нормативная правовая база позволяет регулировать показатели гигиенических требований к функциональному назначению одежды, а также качество и эстетические показатели используемых для по­шива школьной формы материалов. Следует отметить, что в настоящее время наметилась тенденция к использованию учениками школьной одежды, в которой они проводят 5-6 часов, а с учетом продленного дня до 8-9 часов.

Несоответствие используемой школьной формы её функциональному назначению, снижение функционального назначения одежды 3-го слоя, на фоне несовершенных в детском возрасте механизмов теплорегуляции и с учетом природно-климатических условий приводят к простудным заболеваниям, а снижение функционального назначения одежды 1-го и 2-го споёв – к кожным заболеваниям.

В течение суток через поверхность кожи выде­ляется около 4,5 л угле­кислого газа. Повышение температуры воздуха и интенсивная физическая работа увеличивают газообмен через кожу в не­сколько раз, доводя его до 10% легочного газообмена. Научными исследова­ниями доказано, что при содержании в пододёжном пространстве более 0,07% углекислоты газообмен через кожу, а следовательно, и самочувствие ребенка ухудшаются. Поэтому школьная форма должна обеспечивать достаточную вентиляцию пододёжного пространства, которая в приоритетном отношении зависит от материала, из которого сшита школьная форма.

Результаты анализа рынка детской одежды свидетельствуют о том, что шелковые костюмные ткани изготавливают из комплексных синтетических нитей и из штапельной пряжи. Для костюмов применяются также ткани из комплексных полиамидных или полиэфирных нитей, эластановых волокон, вискозных волокон, а также ткани из сочетания различных видов химических нитей.

Шерстяные ткани для улучшения их свойств выпускают с добавлением химических волокон: 30-35% полиэфирных и 40% полиэфирных волокон, 33% капрона и 40% лавсана.

На показатели теплозащитности влияет гигроскопичность. С повышением влажности материалов снижается их тепловое сопротивление и увеличивается теплопроводность. По этой причине к гигроскопичным шерстяным тканям добавляется до 50% химических волокон, в основном нитрона или вискозы (30%).

Исходя из этого, более широкое применение должны находить текстильные материалы с стильные материалы с хорошими гигиеническими свойствами (гигроскопичность, воздухопроницаемость, влагопоглощаемость, теплозащитность, напряженность электростатического поля на поверхности изделий).

К числу таких тканей, которые остаются пока еще незаменимыми при изготовлении определен­ных видов детской одежды с позиции гигиенических свойств относятся, прежде всего, футерованные хлопчатобумажные ткани, фланель, бумазея и другие.

В целях сохранения здоровья обучающихся общеобразовательных организаций, обеспечения их санитарно-эпидемиологического благополучия необходимо руко­водителям образова­тельных учреждений проводить разъяснительную работу среди родительских комитетов, попечительских и иных советов, образовательных учреждений и общественности о функциональном назначении школьной формы, гигиенических показателях качества и безопасности, используемых материалов.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пошив и реализацию школьной формы необходимо соблюдать требования, установленные Техническим регламентом и санитарными правилами.

Т.Алексеева, главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в городе Канаше.

Опубликовано в газете "За победу" от 14 августа 2013 г № 67 (9896)